МодаКак поэзия вдохновляет модных дизайнеров Rosalind Jana18 марта 2019 г.От цитат из произведений на платьях до чтения стихов на подиуме

Показ Christian Dior осень-зима 2019 начался необычно: первой на подиум вышла не модель, а 88-летняя итальянская художница и поэтесса Бьянка Пуччарелли Менна, она прочитала отрывок из своего стихотворения. Ее творчество стало и элементом сет-дизайна: буквы из поэмы Бьянки украшали стены музея Родена, где проходило шоу. «Слова — один из самых мощных источников вдохновения для меня, — объяснила задумку Мария Грация Кьюри в интервью Vogue. — В фильмах все решено за зрителя, но книги позволяют нам включать свою фантазию». Рассказываем, как дизайнеры интерпретируют поэтические референсы и почему в последнее время делают это все чаще.

Возможно, эта тенденция связана с ростом интереса к поэзии в целом. За последние несколько лет в Великобритании продажи собраний стихотворений выросли на 12 процентов — похожая ситуация наблюдается и в других странах. В США поэтические книги каждый год продаются на 21 процент лучше по сравнении с предыдущим. В то же время возможности авторов, которые не печатаются, тоже растут — благодаря интернету они привлекают внимание читателей к своим работам даже без связи с издательствами. Стихотворный жанр и не думает умирать.

В моде стихов становится все больше. В сезоне осень-зима 2019 креативный директор Valentino Пьерпаоло Пиччоли объединился с четырьмя современными авторами — Ирсой Дэйли-Уорд, Гретой Белламациной, Робертом Монтгомери, а также молодым поэтом, известным в инстаграме под ником Mustafa the Poet, и использовал цитаты из их произведений в качестве принтов. А совместно с Ирсой Дэйли-Уорд сделал проект Valentino On Love — лимитированную коллекцию сумок, каждая из которых идет в комплекте с книгой поэтессы.

Valentino осень-зима 2019

Хотя романтические стихи чаще ассоциируются с женщинами, тема поэзии присутствовала даже на мужских показах осень-зима 2019. Бренд Siki Im, например, задействовал в своей коллекции строки из поэмы чилийского поэта и политического деятеля Пабло Неруды Lost in the Forest. Undercover и Valentino обратились к наследию Эдгара Аллана По и создали футуристичные принты по мотивам его поэзии и прозы.

Undercover осень-зима 2019

Во время презентации J.M. Weston историк моды, куратор, а с позапрошлого лета — художественный директор этого обувного бренда, Оливье Сайяр выступал в образе парижского официанта, описывая каждую модель обуви в стихах. Дизайнер Такахиро Мияшита сделал для курток и кожаных комбинезонов Takahiromiyashita The Soloist нашивки с выдержками из лирической поэзии.

Takahiromiyashita The Soloist осень-зима 2019

Такие взаимоотношения между модой и литературой — отнюдь не новая история. В 1920-е годы дизайнер текстиля Соня Делоне сотрудничала с такими поэтами-дадаистами, как Тристан Тцара и Джозеф Дельтель, создавая расписанные строками из их работ «платья-стихотворения». К сожалению, ни одно из них не сохранилось до наших дней. Более современный пример использования слов и текстов в дизайне одежды — кутюрная коллекция Valentino весна-лето 2015 с платьями из многослойного тюля, расшитыми цитатами из «Божественной комедии» Данте.

Valentino Couture весна-лето 2015

Обмен вдохновением между модой и поэзией не происходит только в одном направлении: обратная связь столь же очевидна. От древнегреческой поэтессы Сапфо до современного английского драматурга Кэрол Энн Даффи, выпустившей целую антологию о том, как мода представлена в поэзии, — авторы нередко обращались к одежде, образам и символам, которые она создает. Современная поэтесса Эми Ки и вовсе посвятила свой сборник стихов Isn’t Forever исследованию того, что и почему мы носим.

«С помощью языка одежды и моды я раскрыла для себя новые горизонты цвета и текстур, и это помогло мне выразить свои неисполненные желания, — объясняет Ки. — В детстве я постоянно носила подержанные вещи и чувствовала себя ужасно немодной. Все изменилось, когда я, став подростком, наконец получила возможность одеваться так, как мне хочется. В этом смысле я вижу сходство между сочинением стихов и составлением образа: каждая деталь имеет значение. Все формы искусства подпитываются друг другом, и мода не исключение».

Уильям Блейк «Вихрь любовников». Иллюстрация к «Божественной комедии» Данте Алигьери, 1824-1827

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.

Фото: Jamie Stoker, Getty Images

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *