Мода14 величайших моментов на показах Жан-Поля Готье Rosalind Jana23 января 2020 г.Редакция Vogue ностальгирует по творениям великого кутюрье — коническому бра Мадонны, безупречному крою, моделям, уподобленным святым на иконах, танцевальным состязаниям и легендарным корсетам

Жан-Поль Готье, l’enfant terrible французской моды, уходит из индустрии. Делает он это в год 50-летия карьеры, которую начал еще в 18 лет под чутким руководством Пьера Кардена. Прошедший в Париже 22 января показ стал для него последним. За несколько дней до этого события кутюрье опубликовал новость в инстаграме и твиттере в форме типичного для себя шутливого видео и пообещал, что «Gautier продолжит существование», а также намекнул, что работает над «новым проектом», о котором он расскажет «очень скоро».

«В реальности я очень счастливый человек. Давайте просто устроим крутую вечеринку и насладимся ею», — сказал Готье в разговоре с Vogue за кулисами парижского кутюрного показа. Праздник удался: икона английской поп-музыки Бой Джордж и Катрин Ринже из Les Rita Mitsouko удивили зрителей своими выступлениями, а Джиджи и Белла Хадид, Коко Роша, Джоан Смоллс, Карли Клосс, Ясмин Ле Бон, Эрин О’Коннор и Карен Элсон ходили по подиуму. «Многие модели, которых я очень люблю, специально приехали сюда, чтобы принять участие в моем шоу, я счастлив», — поделился эмоциями кутюрье. Британская модель Карен Элсон, в свою очередь, сказала: «Я знаю Готье уже 25 лет, и он невероятно много для меня значит. Он феноменален и полностью олицетворяет собой богемный Париж. Быть сегодня здесь — честь для меня».

© photo: Alessandro Lucioni / Gorunway.com

Свою первую коллекцию Готье показал в 1976 году. С тех пор его фривольный и часто неординарный подход к дизайну сумел разрушить устои и необратимо изменить современную индустрию моды. С 2003 по 2010 год он работал не только над собственным брендом и в Доме Hermès, но и шил многочисленные костюмы для театра и кино — от «Пятого элемента» Люка Бессона (1997) до его собственной ретроспективы Fashion Freak Show, которую свет увидел совсем недавно. Подобное название для его фильма более чем уместно — если и есть в карьере кутюрье что-то постоянное, то это его умение устраивать грандиозные шоу.

Редакция Vogue вспоминает самые яркие моменты с его показов: изделия, балансирующие на грани дозволенного, моделей, подиумные образы которых напоминали сошедших с икон святых, кельтскую джигу, безупречные ткани, танцевальный баттл прямо на подиуме и бесчисленное количество корсетов.

Осень-зима 1984

Очарованный идеей «нижнего белья как верхней одежды» с самых первых дней в индустрии моды, Готье на протяжении всей карьеры изучал формы корсетов и дамского белья в стиле 1950-х — часто оспаривая общепринятое понимание женственности с помощью пародий и гипербол. Известный всем сейчас конический силуэт впервые появился в коллекции осень-зима 1984 на оранжевых и розовых платьях из мягкого бархата с «сексапильной грудью». Готье признавался позднее, что вдохновлялся корсетами своей бабушки, а первой подобные наряды неординарных пропорций примерила его детская плюшевая игрушка-медведь Нана. Огромную известность модель приобрела, когда на нее положила глаз сама Мадонна. Певица попросила Готье разработать на ее основе костюмы для своего легендарного тура 1990 года Blond Ambition.

Весна-лето 1985

Показ весна-лето 1985 Et Dieu Créa l’Homme вызвал массу противоречивых отзывов: и гнев, и похвалу — Готье вовсе не планировал подобного. Продолжая начатое коллекцией L’Homme Objet 1983 года, в которой он исследовал гомоэротический образ молодого моряка атлетического телосложения (в тельняшке-мариньере — футболке в горизонтальную сине-белую полоску), Готье возобновил игру с понятием мужественности в 1985-м и представил мужские костюмы с юбкой.

И хотя сейчас подобное — в порядке вещей, в то время общество отреагировало неоднозначно: издание The New York Times собрало противоречивые комментарии деятелей моды, от «это важнейшее событие в истории за последние 20 лет» до «это омерзительно». Готье в ответ напомнил о существовании в истории разных культурных подходов к мужской одежде, продолжив в дальнейшем оспаривать гендерные стереотипы.

Сбор пожертвований в Американский фонд исследования СПИДа 1992

В 1992 году Готье организовал сбор пожертвований в Американский фонд исследования СПИДа, или amfAR (American foundation for AIDS Research), в Аудитории Шрайна в Лос-Анджелесе. На мероприятие, которое вели Мадонна и фотограф Герб Ритц, пришло 630 человек, собрано тогда было 700 тысяч долларов. И хотя в числе звезд, поучаствовавших в действе, были Фэй Данауэй, Рейчел Уэлш, Патти Лабелль, сексолог Доктор Рут и Билли Айдол, самым запоминающимся моментом вечера стал поступок Мадонны: она сорвала с себя пиджак свободного кроя и осталась лишь в юбке с высокой талией и бюстгальтере-харнессе, обрамляющем нагую грудь. Вечер получился одновременно и триумфальным, и горестным, учитывая тот факт, что бойфренд и бизнес-партнер Готье Франсис Менюж умер от СПИДа за два года до amfAR.

Haute Couture весна 1997

В 1990-х кутюрье сделал новый шаг в карьере, организовав свой первый показ Haute Couture. Salon Atmosphere получился ожидаемо грандиозным: андрогинный крой, узкие корсеты, кэмп и анархистская смесь типично «высоких» и «низких» черт моды, читающаяся в том, как Готье использовал деним и дерзкий самореферентный текст. Не обошлось, безусловно, и без причудливого шика: самым ярким примером был креповый комбинезон, украшенный яркими перьями попугая ара Макао.

© Ken Towner/Evening Standard/Shutterstock

Весна-лето 1998

Образ Фриды Кало указывает не только на ее происхождение и политические взгляды, но и на ее сложные отношения с собственным телом. В конце 1990-х Готье задал моду, сделав Кало своей музой и использовав для своих изделий не только предсказуемые тропы, ассоциирующиеся с ней: монобровь, цветы в волосах, длинные цветные юбки. Кутюрье отдал дань неординарности ее выбора в одежде. Например, в качестве аллюзии к работе Кало 1944 года The Broken Column, посвященной инвалидности и хроническим болям художницы, на которые она была обречена в 18 лет в результате аварии, Готье сконструировал черное платье с корсетом из широких ремней.

Haute Couture весна-лето 2003

Среди некомплиментарных прозвищ, которые часто дают моделям, «ходячая вешалка» — одно из самых популярных. Однако неизменно ироничный Готье смог перевернуть стереотипы о моделях с ног на голову своим кутюрным показом весна-лето 2003 Flying Jackets Couture. Кроме привычных элегантных изделий идеального кроя и головокружительных паучьих платьев он представил более нетипичные наряды: Наоми Кэмпбелл и Стелла Теннант, например, в прямом смысле стали ходячими вешалками — миниатюрные фраки, рубашки и расшитые пайетками тельняшки были прикреплены к их одежде спереди, словно фартуки. Этот лукавый обман зрения стал предшественником аналогичных показов: «бумажных кукол» в коллекции Джереми Скотта весна-лето 2017 для Moschino или нарисованного на платье толстыми белыми линиями костюма с показа Jacquemus весна-лето 2016.

© Steve Wood/Shutterstock

Haute Couture осень-зима 2006

Сюрреализм и его фокус на отдельных частях тела, снах и перевернутом восприятии обыденности определенно приходится Готье по вкусу. Это особенно заметно в коллекции Haute Couture 2006 года Les Surrealistes. Большинство шляп было сделано из волос, также в качестве головного убора на одной из моделей был канделябр в вуали, а Эрин О’Коннор продемонстрировала сногсшибательное фиолетовое платье из шифона и органзы, сконструированное так, что контраст цветов создавал подобие грудной клетки и ключиц. Интерпретация анатомии — частый мотив у Готье: от боди 2003 года, на котором красовались блестящее красное сердце и вены (на показе честь представить его тоже выпала О’Коннор), до «мускульного» костюма для концертного тура Милен Фармер 2009 года.

© Cavan Pawson/ANL/Shutterstock

Haute Couture весна-лето 2007

Иконография — еще одна любимая тема Готье. Его «девственницы» (или «Мадонны») на показе Haute Couture весна-лето 2007, где нимбов над головами моделей было не меньше, чем на самых больших иконостасах, особенно явно подчеркнули интерес модельера к подобным мотивам. Макияж звездных моделей, от Лили Коул до часто сотрудничающей с Готье Диты фон Тиз, имитировал образ плачущих статуй: по щекам девушек «текли» черные и красные слезы. Кэмп-интерпретация церкви Готье также включала в себя принты витражей и очень пышные платья.

© Stephen Lock/Shutterstock

Осень-зима 2007

Требуется что-то особенно запоминающееся, чтобы завсегдатаи показов, вечеринок и приемов в шоурумах улыбнулись. Готье удалось достичь этого во время шоу осень-зима 2007. Во многом это произошло благодаря Коко Роша. Канадская модель, которая научилась ирландскому танцу еще в юности, открыла показ кельтской джигой. На ней было красное пальто по фигуре и килт, а в волосах — перья. Готье пришлось заказать пару танцевальной обуви специально для Роша, чтобы осуществить задуманный трюк, а доставили туфли всего за пару часов до выхода модели на подиум.

Весна-лето 2010

Готье вернулся к своим «корсетным корням» на показе весна-лето 2010, где показал корсажи, бюстье и бра во всевозможных вариациях: пошитые из денима и совмещенные с комбинезонами; ярко-оранжевые и приглушенного цвета хаки; они виднелись из-под тренчей; были среди них и такие, которые подошли бы даже кинозвезде времен старого Голливуда — идеально розовые и жемчужные. Джордан Данн, которой тогда было 19 лет, особенно запомнилась зрителям, потому что вышла на подиум, будучи на седьмом месяце беременности. Специально для нее кутюрье придумал корсет по индивидуальным меркам. Этот жест стал аллюзией к коллаборации Готье с Мадонной, но на этот раз контекст был совершенно другим, а изделие напоминало доспехи.

© Stephane Cardinale — Corbis

Весна-лето 2011

Одним из основных мотивов работы Готье всегда было его стремление представить свои изделия на моделях разного телосложения и выйти за рамки стандартных норм. Готье пригласил Бет Дитто, актрису и солистку группы Gossip, открыть показ весна-лето 2011 в серебряном платье, а потом закрыть его в корсете со сложной аппликацией, спев River Deep, Mountain High а капелла. Позже, в 2013 году, он стал автором свадебного платья, в котором она вышла замуж за Кристин Огату.

Весна-лето 2013

Готье всегда любил совмещать моду и музыку: вспомним хотя бы его частую работу с Мадонной или Бьорк, участвовавшей в одном показе с Кейт Мосс и Поршей Де Росси в 1994 году. Шоу весна-лето 2013 стало оммажем сразу нескольким запоминающимся концертам — за двойниками Грейс Джонс в угловатых нарядах последовали образы, вдохновленные Энни Леннокс, ABBA, Майклом Джексоном, Боем Джорджем, Sade, Дэвидом Боуи и другими исполнителями. В заметках к шоу шутливо было сказано: «Этот показ основан на фактах. Любые сходства с настоящими событиями или людьми — вовсе не случайность».

© Nathalie Lagneau/Catwalking

Весна-лето 2014

Танец стал одним из основных мотивов в карьере Готье: от показа прет-а-порте весна-лето 2009, на котором выступило трио танцоров в стиле модерн, до чулок в крупную сетку и канкана на кутюрном показе весна 2011. Шоу весна-лето 2014 стало еще одним поводом для очередного высококлассного танцевального представления. За подиумом расположилось жюри, во главе которого оказалась испанская актриса Росси де Пальма. Ханнелор Кнатс выбрала танго под аккомпанемент El Tango de Roxanne из «Мулен Руж!», Карли Клосс танцевала вог, а Коко Роша головокружительно исполнила сексуальный номер-перевоплощение в Дэнни из «Бриолина».

Весна-лето 2015

Первым этапом, знаменующим постепенный уход Готье из собственной модной империи, стала новость о том, что шоу весна-лето 2015 будет последним показом прет-а-порте, который пройдет под его руководством. Шоу состоялось в парижском киноконцертном зале Le Grand Rex и стало по-настоящему захватывающим зрелищем. Готье превратил его в широкомасштабный конкурс красоты Election de Miss Jean Paul Gaultier 2015, развернувшийся на глазах у зрителей, в числе которых были коллеги-модельеры Альбер Эльбаз, Гарет Пью и Рик Оуэнс. В первой части шоу модели воплощали известных редакторов — таких как Сьюзи Менкес, Грейс Коддингтон и Карин Ройтфельд. Во второй части публику ждала игра на аккордеоне, а в финале музы Готье Коко Роша и Анна Кливленд боролись за корону. Грандиозный конец эпохи!

© David Fisher/Shutterstock

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *